Популярная шайтанология. Джинны / Лента.Казах.ру — новости и обновления сайта одной лентой
rus / eng / kaz


 
Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется. Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры
Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены. Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него.












Лента.Казах.ру — новости и обновления сайта одной лентой




Блог lenta
Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация



Популярная шайтанология. Джинны

– Я джинн, я гуль-людоед! – заулюлюкал Омар, обернувшись.
– Сейчас я вырасту выше этой башни и проглочу вас живьем!
Явдат Ильясов.
«Заклинатель змей»


Сие повествование было написано мной, незначительным человеком, со слов аз-Захири ас-Самарканди, Имада ибн-Мухаммада ан Наари,
аль-Джахшияри, аль-Масуди, Фирдоуси, Абу-Али аль-Мухассина ат-Танухи, Абу-Райхана Беруни, Абу-ль-Фатха Омара Хайяма аль-Нишапури и прочих великих и благородных мужей – да не коснется их злословие недоброжелателей, да пребудут вечно их кропотливые работы в сокровищницах нашей памяти, бережно укрытые ковром благодарности и восхищения. Мы же сядем в лодку любознательности и оттолкнемся от берега веслами познания, дабы освятить свой разум мудростью веков и обрести хоть сколько-нибудь величия.
Ну, а вспомоществование же от Аллаха…


Джинны



Человек никогда не чувствовал себя венцом творения. Или чувствовал до тех пор, пока что-то привычное и безобидное не оказывалось сильнее. Вода в глиняной чашке может утолить жажду, а вода в реке может затопить дом. Огонь в очаге способен сварить пищу и сжечь дотла деревню. Они сильнее – значит, с ними надо договариваться.


Мозг древнего человека вообще работал незамысловато, но правильно. Все, что окружало его, имело сознание и душу, вело параллельную, скрытую от глаз жизнь, могло навредить или помочь. Не надеясь на физическую силу, человек старался задобрить Ту сторону, подружиться с невидимыми силами и войти с ними в контакт. Так появились Покровители чего угодно – начиная от дерева, одиноко растущего в степи, и заканчивая стихиями. Постепенно жизнь человека наполнялась параллельными мирами, которые он творчески заселял с данной ему разумом фантазией. С не меньшим воодушевлением человек придумывал и ритуалы взаимодействия с вышними силами. Кочевые арабы, например, до сих пор не гасят огонь, предварительно не извинившись перед обитателями огня и не попросив их уйти. Считается, что если залить огонь водой, то они сгорят. А ведь среди огненных обитателей могут быть и добрые… Не стоит убивать змею, не попросив трижды ее удалиться. Если она не удалилась, то это обычная змея, или шайтан, с которым можно не церемониться. На Востоке нельзя пересекать путь черной кошке, то есть перебегать ей дорогу. Нужно дождаться, когда она уйдет по своим делам, и только потом продолжить путь.

Джинны – очень древние существа. Строго говоря, к джиннам можно отнести все, что в мифической иерархии находится между ангелом и шайтаном. Все скрытое от глаз, все тайное и необъяснимое. Недаром слово «джинн» происходит от арабского «джинна» – невидимое, неявное. К этому понятию можно отнести фольклорных существ разных народов – сказочных персонажей, волшебных животных и предметы.
И кто из нас хоть иногда не хотел встретиться с настоящим джинном или найти волшебное кольцо, исполняющее желания?


Версия официальная – Кораническая

Борьба с язычеством и многобожием завершилась полной победой Ислама. Из Мекканского храма были вынесены все идолы, олицетворяющие языческих богов, и провозглашено единство Аллаха. Джинны спустились по иерархической божественной лестнице на ступени – это были уже не всемогущие Божества, а существа, наравне с ангелами подчиняющиеся Богу. Согласно Корану Аллах создал три вида живых существ: людей – из глины, ангелов – из света и джиннов – из бездымного чистого огня. Джиннам и людям Аллах даровал свободу выбора, они сами выбирают свой путь. Более того, джинны, несмотря на свое физическое превосходство перед людьми, не обладают абсолютным знанием и в день Великого суда предстанут перед Аллахом, как простые смертные. Об этом свидетельствует сура «Аль-Джинн», в которой говорится, что несколько джиннов, послушав Коран, уверовали в Бога, положив начало джиннам-мусульманам.

«Среди нас есть и праведные, и неправедные; и мы следовали разными путями. Мы знали, что мы не умалили силы Аллаха на земле и не спасемся от Него бегством. Когда же мы услышали [призыв] к истинному пути, то уверовали в него. А тому, кто верует в Господа своего, нечего бояться ни ущерба [себе], ни притеснения. Среди нас есть и мусульмане, и отступившиеся [от Ислама]. Те, кто покорны [Аллаху], встали на прямой путь. А отступившиеся же [от Ислама] – они топливо для Ада». Примечательно, что во многих исламских университетах задние парты в аудитории оставляют пустыми для того, чтобы джинны-мусульмане могли слушать лекции. Жаль, что они не имеют возможности блеснуть знаниями перед преподавателем…


Версия альтернативная – почти научная

Большинство ученых уверены, что вера в джиннов – это отголоски язычества. Официальных доказательств существования джиннов не существует, никто их не видел, а описания их жизни, внешности и свойств – народное фантазийное творчество. Можно ли серьезно относиться к сказкам? Оказывается, можно, тем более что в последнее время все чаще легенды начинают наполняться научным смыслом и обрастать реальными доказательствами. Скажем, люди находят свидетельства того, что человеческая раса не первая и не единственная, населявшая Землю. И до нее были другие, принципиально иные расы существ, например, атланты, превосходившие людей по многим физическим показателям.

В книге современного автора А. Мухамади «Джинны: мифы и реальность» утверждается, что джинны были первым народом, населявшим нашу Землю. Разумеется, что это все только предположения, но в эти предположения очень хорошо укладываются все Чудеса Света, непонятно откуда взявшиеся и как воздвигнутые. Для существ, имеющих иную физическую природу и наделенных сверхъестественной силой, все постройки, что вызывают наше изумление, были бы в порядке вещей. Тем более что согласно легендам постройки дворцов и мостов за одну ночь – это их обычная деятельность. А может быть, они и сейчас существуют, утверждают некоторые исследователи, – просто прячутся от людей. Скажем, в другом измерении. А может быть, и не прячутся, а просто живут своей параллельной жизнью, не желая к нам приближаться, – мы им доставили немало хлопот в сказочные времена. И надоели. Одно и то же из века в век – деньги, деньги, деньги… Одна надежда на обнаружение старого сосуда, оставшегося со времен Сулеймана ибн Дауда (мир с ними обоими!), в котором можно найти провинившегося перед ним джинна. А может быть, для существования в нашем измерении им не хватает нашей веры в них? Ну, что же поделать, сказочное наследие не позволяет нам в них безоговорочно верить. Но кто знает, может, пройдет время, слово «джинн» исчезнет, уступит место какому-нибудь научному термину, обозначающему принципиально иную форму жизни, существующую вместе с нами, параллельно, и в наших головах все логически уляжется.


Портрет джинна



Итак, джинны – невидимые существа, которые населяют Землю вместе с людьми, имеют с ними равные права и обязанности перед Богом и право выбора – добро или зло. Они могут принимать любую форму, перевоплощаться в любых животных и птиц, вселяться в неодушевленные предметы, а в некоторых запущенных случаях вселяться в людей, обеспечивая работой экзорцистов. Их каноничный облик антропоморфен, полупрозрачен. Чаще всего, по описаниям из древних книг, они похожи на гигантских людей, по большей части с темной кожей, облачены в зеленые, белые или красные одежды. Красный цвет одежды указывает на недоброжелательного джинна. Белый – на благочестивого. Питаются чем угодно – вплоть до камней, фекалий или костей животных. Социальный строй подобен человеческому – есть мужчины и женщины, есть правители – могущественные джинны, есть закон и есть междоусобная вражда. Так же, как и среди людей, есть лидеры, и есть аутсайдеры – волшебное могущество среди джиннов распределено неравномерно.

Живут в своем измерении, появляясь в нашем мире, где угодно, как правило, в заброшенных домах, безлюдных местах или там, где люди чаще всего грешат – на базарах и в питейных заведениях – это относится к зловредным джиннам. Некоторые из них рабы предметов – живут в лампах или сосудах. Чаще всего это форма наказания для джинна. Считается, что если освободить джинна из его заточения или вызвать его, то он обязан исполнить, по меньшей мере, три желания. Рекомендуется быть весьма осторожным и тщательно формулировать свои желания, иначе рискуешь получить совсем не то, что хотел. Например, если пожелаешь кошелек, в котором никогда не кончаются деньги, то можешь получить наглухо задраенный кофр с одной монеткой, открыть который не представляется возможности. Формально желание исполнено – ты действительно получил кошелек, в котором никогда не кончаются деньги. Пожелаешь бессмертия – превратишься в придорожный камень. Пожелаешь неисчислимого богатства, станешь владельцем роскошного дворца, наполненного золотом, где-нибудь на необитаемом острове. Пожелаешь самого, казалось бы, безобидного и нейтрального – стать счастливым – могут сделать умалишенным. Так что при сделке надо быть предельно внимательным и оговорить все возможные накладки. Правда, это не всегда срабатывает – если джинн захотел поглумиться, он это сделает.

Наверное, словосочетание «портрет джинна» не совсем справедливо. Они разные, так же как люди, и каждый из них имеет свой непредсказуемый уникальный характер. Было бы ошибкой причесать всех под одну гребенку. Женщины-джиннии, или пери, очень красивы. Это не удивительно – имея возможность выбирать какой угодно облик, несложно нарисовать себе цвет лица. Большинство из них доброжелательны, хранят источники, помогают в хозяйстве добродетельным женщинам, любят цветы и стихи в свою честь. Правда, в отличие от земных женщин они все-таки феминистки. Заслужить ее уважение только потому, что ты мужчина – и не важно, джинн или смертный, – невозможно.
Самый знаменитый советский джинн – это, конечно, старик Хоттабыч из повести Лазаря Лагина. Гассан Абдурахман ибн Хаттаб, не самый могущественный из когорты джиннов, но весьма сведущий по части волшебства. Он и его брат, Омар Юсуф, провинились перед пророком Сулейманом и были заточены в сосуды, глиняный и медный. Интересно, что высокомерный и отчасти вздорный старик со своеобразными понятиями о добре и справедливости все равно вызывает симпатию. А еще он, несомненно, был мусульманином, чтил Сулеймана и боялся царя шайтанов.

На восточных базарах и в наше время можно найти книги-руководства на арабском языке, как управлять джиннами. Лавры царя Соломона, повелевавшего армией ифритов, пери и джиннов, покоя не дают многим. Считается, что некоторые просветленные люди могут входить в контакт с джиннами и просить у них волшебной помощи. К примеру, лечить соплеменников или находить пропавшие вещи. Люди стали проще, джинны стали мельче – повелители стихий и хозяева неисчислимых сокровищ ищут украденные кошельки.


Версия третья – эзотерическо-суфийская



Истинно народная сказка, как правило, проста и понятна. В ней логическая завязка, стройное повествование и закономерный финал. Мораль ее видна невооруженным взглядом и не требует расшифровки. Почему же тогда самые знаменитые сборники сказок, как «Тысяча и одна ночь», «Легенда о Хатеме» и «Приключения Синдбада-морехода», иногда ставят читателя в тупик своей логикой? Особенно это касается народного авантюрного романа о Хатеме ибн Тае.

Сюжет в общем-то прост, хоть и не слишком понятен – некий принц по имени Хатем ибн Тай решает посвятить себя служению людям, уходит из своего дворца и покидает свой народ. У него нет определенной цели. Все свои приключения он находит во время скитаний. Ничего для себя он не делает, а выполняет просьбы и задания своих новоприобретенных друзей, решая их проблемы, рискуя своей жизнью. В книге сплетены в тугой восточный орнамент все потусторонние и волшебные существа, со знанием дела описаны параллельные измерения, присутствуют святые и отшельники. И, конечно же, сказки о Хатеме густо заселены джиннами – пери, шайтанами, дэвами, волшебными старухами, сумасшедшими стариками, крылатыми лошадьми, говорящими животными, злобными летающими банями.

Можно не принимать во внимание странный характер героя, готового отдать жизнь даже за животное, – объяснить это прославлением высочайшей отрешенности и жертвенности. Но есть места, которые вызывают серьезное недоумение. Например, отношения героя с женщинами. Хатем влюблялся без памяти в красавицу той земли, где пребывал волею случая. Красавица принимала его любовь и либо ждала его, либо путешествовала вместе с ним, пока в очередной стране Хатем… не влюблялся в следующую красавицу. Таким образом, он собрал вокруг себя нескольких женщин, которые не только отлично ладили между собой, но и впоследствии помогали ему добиться следующей красотки. И если их подстерегала неудача, как в сказке о принцессе Фаранга, то они дружно заболевали от огорчения. И дело тут не в традиции многоженства, отнюдь. Не слишком ли большая концентрация странноватых альтруистов на одно произведение?

Сказки, конечно, были созданы коллективным творчеством. Но впоследствии они переписывались и обрабатывались средневековыми редакторами, украшавшими повествование своими стихами и дополнявшими произведения новыми главами. Многие из них были Посвященными, и если посмотреть на текст слегка расфокусированным взглядом, то можно увидеть переписку суфиев. Вместо возлюбленных женщин поставить Тайное Знание разных традиций, вместо любви – овладение этим знанием, вместо женской дружбы – дополняющие друг друга сведения, и все становится на свои места – Хатем искал Истину. Недаром в последнем приключении его женщины сказали, что не могут быть счастливы, если он не влюбит в себя европейскую принцессу и она не окажется в их обществе.
А если начать распутывать этот клубок, подставляя иные значения, то окажется, что все очень логично и стройно – перед нами учебник.

Поэтому стоит задуматься вот над чем. Если дэвы, как мы уже выяснили, были человеческими Пороками, с которыми надо было бороться, то почему бы джиннам не быть нашими Возможностями? Эзотерики утверждают, что наше подсознание мощнее любого, самого могущественного волшебника, только бы найти к нему подход, заклинание, при помощи которого можно совершать чудеса. Или найти у себя место, которое можно потереть, – согласно красивой метафоре о том, что люди это сосуды, наполненные кто чем – добродетелью, знаниями, благородством и прочими человеческими качествами. Проще говоря, мы сами себе кувшины – носители джиннов.
А древние суфийские сказки – практическое руководство по извлечению джинна из сосуда и исполнению всевозможных желаний.

На примере Хатема мы видим, что это просто: а) надо захотеть; б) помолиться; в) перевести желание из разряда мечты в твердое намерение и г)покинуть свои пределы и сделать первый шаг. И тогда все волшебные существа кинутся помогать вам во всех начинаниях.
Ну, или вредить… Кому как повезет. В конце концов, ваши джинны имеют точно такой же характер, как и у вас...


Q-info
Существует четыре вида джиннов: ифрит, гуль, силат, марид. Самый могущественный из них – ифрит. А гуль – это джинн женского пола

Сподвижник Пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Первыми (до появления рода человеческого) на Земле были поселены джинны. После того, как в своей аморальности и вражде они перешли все возможные границы, Всевышний ниспослал к ним Иблиса (Сатану, который на тот момент еще не был проклят и, являясь ученейшим и набожным джинном, был вхож в окружение ангелов) и некоторое количество ангелов, которые силой остановили бесчестие и войны. Затем был сотворен Адам (и Ева)»

Журнал Qazyna, №15.


Теги: статьи