Аман Мукажанов. Серебряная нить времен / Лента.Казах.ру — новости и обновления сайта одной лентой
rus / eng / kaz


Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него. СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены. Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется. Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры












Лента.Казах.ру — новости и обновления сайта одной лентой




Блог lenta
Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация



Аман Мукажанов. Серебряная нить времен

«ЭТО ЖЕ КАРТИНЫ!» — ВОСКЛИЦАЮТ ТЕ, КТО ВПЕРВЫЕ ВИДИТ БРАСЛЕТЫ, КОЛЬЦА И ПОДВЕСКИ КАЗАХСКОГО ЮВЕЛИРА АМАНА МУКАЖАНОВА.
ТОНКИЙ РИСУНОК, ЗАТЕЙЛИВЫЕ МОТИВЫ, ВИРТУОЗНЫЕ ПОЛУТОНА — ПОЧЕРК ХУДОЖНИКА УЗНАВАЕМ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА.



К слову, картин у художника-ювелира набралось на пару больших выставок, вот только руки до этого не доходят. Очень уж кропотливо и трудоемко это ремесло, ему посвящено все время мастера. Аман часами колдует над деталями, любит подчеркнуть нюансы, полутона и оттенки. Он видит саму суть и глубину серебра и помогает ей, этой сути, выйти наружу. Выглядят его произведения завораживающе красиво.


– Рос я среди ремесленников. Дед мой был халык шебер, что переводится как «народный мастер», «народный умелец», отец любил плотничать, — рассказывает Аман Мукажанов. — Золотым рукам деда все было подвластно, он сам охотился на лис, обрабатывал шкуры, кожу, шил из них головные уборы, сапоги, ремни, седла, делал из дерева посуду. Я с самого детства наблюдал за ним, учился у него
всему, что он умел. Все женщины в семье занимались текстильными ремеслами: валяли войлок, ткали ковры алаша (гладкий безворсовый ковер ручной работы), шили, вязали, вручную готовили краску для шерсти из трав — сушили, мололи в порошок, а мы, мальчишки, красили в ней свои асыки (кости, путовые суставы овец, используемые в игре). Я любил играть с мамиными станками и веретенами.



– А как пришли к украшениям?
– Учился на художника сначала в Семипалатинске, затем в Алматы, на факультете обработки металла в Казахской национальной академии искусств им. Жургенова. Мне не нравились заводские вещи со штампом, поэтому решил заняться скульптурой и ювелиркой, где было больше индивидуальности. Была внутренняя потребность делать национальные украшения, сохранять наши традиции. Вот и выбрал как направление — кованые казахские изделия, но в своем стиле. Изучал все, что касалось ювелирного искусства казахов и кочевников в целом: археологию, этнографию, историю, работал в реставрационной мастерской Центрального государственного музея Казахстана. Потом
открыл мастерскую в деревне ремесленников Шебер-ауле, где занялся народными промыслами и ювелирным искусством вплотную.



– Есть ведь свои нюансы в декоре украшений в различных регионах Казахстана?
– В любой стране ремесленные традиции имеют региональные отличия в стиле, свои нюансы. Эксперт
сразу скажет вам, где сделана та или иная вещь. Особенно богаты традиции ювелирного дела в Западном Казахстане.
Они являются наследниками гуннского стиля, который отличается монументальностью и полихромностью рисунка, сложными деталями, треугольниками, цветными камнями, зернением. Объемны даже обычные подвески и браслеты. На юге, севере и в Центральном Казахстане более облегченные варианты дизайна, стиль лаконичнее, деталей меньше. Преобладают растительные орнаменты, эмаль,
чернь. Кольца в форме птичьего клюва кусмурын, отау жузик характерны для Среднего жуза (группа казахских племенных объединений в Центральном и Северо-Восточном Казахстане), в регионе Сары-Арки. А на востоке любят чернение.



– Чем отличается копия от работы мастера?
– Можно безупречно скопировать вещь, сделать ее в чем-то даже лучше автора, но энергетика будет совершенно иной. В копии не будет частицы моей души. А ценность украшения измеряется и в таких параметрах. В искусстве все должно идти от сердца…

– В чем особенность кочевого искусства?
– Сейчас многое перевернули с ног на голову, пишут, что у кочевников ничего своего не было. Казахи были одними из первых металлургов на земле, добывали и обрабатывали руду, о чем говорят исследования археологов. Кочевое творчество свободно, вне шаблонов, оно опиралось на походный образ жизни номада. Это отразилось на всех предметах быта, одежде, украшениях.
Даже юрта была приспособлена под кочевье — быстро собрал, разобрал, увез жилище на лошади. Сравните музыку: у тюркских земледельческих культур она легкая, танцевальная, развлекательная, для гаремов, а у нас — сплошь размышления и философия акынов — поэтов-импровизаторов.



– Делаете ли вы обереги?
– Да. Я изучил древнетюркский рунический алфавит Культегин, заимствую оттуда защитные символы.
Ювелирное искусство в степи имело обрядное, культовое значение. Украшения создавались как обереги с подтекстом, они охраняли хозяина: это тумары, шаш бау, шекелик. К примеру, кус мурын жузик — кольцо невесты в форме птичьего клюва надевала обрученная девушка. Это значило, что она теперь как птица в полете. Кольцо отау жузик носили в замужестве, кудаги жузик дарили свахе, матери жениха. Кольца рассказывали о человеке, его роли в семье, статусе. Любой узор читался как послание. В наше время символы используют, не понимая их значения, могут взять орнамент ковра на полу и бездумно перенести на металл, чего делать просто нельзя…

– С каким металлом вы предпочитаете работать?
– Люблю серебро: оно податливо, пластично, и цвет у него хороший — светлый, с благородным молочно-лунным оттенком, его можно тонировать. Серебро целебно, его было много в быту казахов, мы и сами добывали его, и привозили через Шелковый путь. С первых дней младенца купали в воде с серебром, готовили еду в серебряной посуде, обеззараживая пищу. Если на женщине не было серебра, ее могли не допустить к готовке… Кроме того, я делаю седла, оружие. Ковал мечи, доспехи. В оружии,
особенно сувенирном, много ювелирной работы: вставки из кости, инкрустация драгоценными камнями. Так украшают и седла, обувь, пояса, посуду, утварь.

Журнал Тенгри, №46.


Теги: статьи